Александр Гречаник
Художник, писатель
Мне всегда везло на хороших людей.

Где бы я ни был, на моем пути возникал некто, который открывал «дверь», чтобы я продолжал движение в нужном направлении…


Grechanik@list.ru
Александр Гречаник родился в Москве в 1955 году.

С 1978 года Александр является постоянным участником Всероссийских и зональных молодежных выставок, которые проходят в центральных выставочных залах Москвы (Манеж, Кузнецкий мост и другие). Вступает в Московский Союз Художников (МОСХ). Постепенно начинает формироваться собственный стиль. Александр называет его «интуитивный символизм».

В 1980 году с отличием закончил Московское Художественное Училище "Памяти 1905 года». Его дипломная работа признана лучшей работой года.
С 1981 года работает художником-проектантом в комбинате диорамно-макетных и художественных работ Московской Городской Организации Художественного Фонда РСФСР. Большая часть проектов Александра была отмечена дипломами Союза Художников России. За проект оформления Таганской площади в Москве на тему «Памяти Владимира Высоцкого» автор получил второе место по России.

Вступает в Московский Союз Художников.
В эти же годы постоянно занимается живописью. Классическое образование сказывается на ранних работах, которые написаны в реалистической манере. В большей степени это натюрморты и пейзажная живопись в стиле импрессионизма.
С 1984 года выставляет свои работы в «знаменитой» галерее художников-неформалов на «Малой Грузинской».
С августа 1990 года проживает в Израиле.
Работает художником по археологии при Университете имени Бен-Гуриона. Иллюстрирует научные книги археологических раскопок. Становится членом Международной Ассоциации Художников ЮНЕСКО. Проводит ряд персональных выставок в Тель-Авиве (Галерея Гроссмана), Иерусалиме (Муниципалитет), Беэр-Шева (Музей Современного Искусства, Муниципалитет). Принимает участие в выставке художников-эмигрантов в Лондоне (Арт-Галерея Современного Искусства).
С 1995 года живет в Москве. Вступает в Творческий Союз Художников России. Проводит ряд персональных выставок в Галерее Беляево, Доме Нащокина, Галерее АСТИ, Галерее при Правительстве России «Сосны», Московском Фонде Культуры и другие.
В 2000 году работы художника были отмечены Академией изящных искусств Парижа. В этом же году выходит серия фильмов режиссера Ирины Бахтиной о художниках, живущих за границей ( М.Шемякин, Э.Неизвесный, А.Бруссиловский, А.Гречаник), которые транслируются по всему миру (в Германии, Америке, Австралии, Израиле и других городах). По рейтингу зрительских симпатий, фильм «О счастливчик» об Александре Гречанике, занимает первое место и показывается по центральным каналам России.
В мае 2008 года работы художника принимают участие в Международном Аукционе в Вене «Доротеум», название аукциона «Классики современной живописи ХХ века». В числе участников — выдающиеся художники мира, такие как П.Пикассо, Ф.Леже, А.Матисс, М.Шагал, С.Дали. Александр Гречаник единственный российский художник, допущенный на аукцион.
В 2012 году на международном фестивале искусств "Традиции и современность" в центральном выставочном зале Манеж, проект Александра Гречаника "Небесный лифт" был удостоен почётной премии.
С 2020 года перестает писать работы маслом. Теперь его увлекают быстрые рисунки на компьютере. Такие стремительные «почеркушки», или «чирики», как их называет автор.

«Меня стал тяготить сам процесс написания картины. Включая изготовление подрамника, натягивание холста, ожидания, когда просохнет красочный слой. Да и хранение всего этого груза под названием «картины». Эти «ряды и шеренги» начинают физически напрягать.

Для меня всегда в приоритете творческого процесса было наполнение или, проще говоря, содержание работы.

Есть художники, которые доставляют удовольствие зрителю созерцать написанное. Ублажать взгляд и восхищаться мастерством. И это, наверное, не так уж и мало.

Но по моим представлениям, и то, и другое - вещи сомнительные.

Любое наблюдение за натурой, будь то цветущий луг, человек или простая чашка чая, в жизни куда убедительней, чем искусно скопированный на холст объект.

А что говорить о мастерстве? «О, как написано море! Волны-волны… Они движутся! А эти складки на платье? Я слышу их шуршание… А тело? Оно дышит! Видите? Дышит!..

Не самый лучший подмастерье в мастерской Перуджино, где-нибудь в 1500 году, делал все это куда убедительней… Что уж говорить про Рафаэля?

Повторюсь, два этих аргумента: наслаждаться увиденным на картине, и восхищаться умением «красить» - для меня неубедительный аргумент.

А вот самостоятельное видение того, что художник пытается передать на холсте, куда интереснее.

И тут от зрителя требуется не пассивное «созерцание и ублажение», а попытка проникнуть в ту суть, которую ему предоставляют. Для меня зритель – соавтор творческого процесса. У меня было, и не раз, когда смысл изображения мои друзья раскрывали совсем по-другому, и куда интереснее, чем я сам себе представлял…

Ставя перед собой задачу «наполнения», такая вещь, как изображение, отходит на второй план. Конечно, непохожесть на других, самостоятельный пластический язык, узнаваемость автора и т.д., важны, но состязаться в мастерстве с «великими» надобность отпадает...»